ПРОШИВКА НА ВСЮ ЖИЗНЬ: МОЗГ ДЕТЕЙ ПОМНИТ ЗАБЫТЫЙ РОДНОЙ ЯЗЫК

ПРОШИВКА НА ВСЮ ЖИЗНЬ: МОЗГ ДЕТЕЙ ПОМНИТ ЗАБЫТЫЙ РОДНОЙ ЯЗЫК


Ребенок до двух лет навсегда запоминает первый язык как родной. Даже если потом ребенка привезти в другую страну и он выучит новый язык будучи ещё совсем маленьким, мозг всё равно будет на этот новый язык реагировать как на иностранный.

Группа психологов и нейрофизиологов из Университета Макгилла (Канада) обнаружила, что пребывание ребенка в определенной языковой среде в первые два года жизни навсегда откладывает отпечаток на его нервную систему. Этот ранний языковой опыт формирует определенный паттерн активации различных отделов головного мозга при обработке речевой информации. Даже если ребенок в дальнейшем будет расти в другой языковой среде, которая станет для него родной, а первый услышанный язык навсегда забудет, его мозг будет все равно реагировать воспринимать услышанный в первые два года жизни язык, как «родной», а второй язык — как «иностранный». Работа опубликована в журнале Nature Communications.

Ученые отобрали три группы испытуемых: детей, рожденных во Франции и говорящих исключительно на французском языке (10 человек); детей, рожденных в Китае, и усыновленных французскими семьями до двух лет (21 человек, средний возраст во время переезда во Францию — 12,8 месяцев); детей-китайцев, изучающих французский как иностранный и свободно на нем говорящих (12 человек).

Самые интересные результаты были получены для группы испытуемых, усыновленных в раннем детстве. Никто из них не знал китайского языка, и фактически родным и единственным известным для них языком был французский. Тем не менее, паттерн активности головного мозга при тестах на фонологическую рабочую память у них практически совпадал с детьми, изучавшими французский как иностранный.

Ранее эта же группа ученых на этой же выборке испытуемых продемонстрировала, что при прослушивании звуков китайского языка, мозг усыновленных в раннем возрасте из Китая детей реагирует на него так же, как и у детей, выросших в Китае.

Проведенные исследования, таким образом, указывают на то, что первые полтора-два года несут решающее значение для формирования особых морфо-функциональных структур мозга, отвечающих за обработку речевой информации. После этого, за обучение языку отвечают уже иные зоны мозга, однако, что самое удивительное, даже если сознательно первый язык оказывается полностью забыт, он все равно остается «прошит» в нервной системе и мозг воспринимает его как «родной».