БоРОДа

БоРОДа


Для того что бы изменить своего РОДа и НаРОДа в целом нужно начать с самого себя, ибо каждый из нас в ответе лишь за свои поступки. Для того что бы Совершествовать свои поступки нужно принять себя таким как есть. БоРОДа - один из показателей Славянина, мужчины, мужика.

В наРОДной традиции БоРОДа - признак мужественности, воплощение жизненной силы, плодоРОДия. Обладает продуцирующей функцией. В обычном праве - знак зрелости.

В то время как у южных и западных Славян рано распространилось обыкновение брить БоРОДу, восточные Славяне, особенно русские и белорусы, долго сохраняли ношение БоРОДы. Бритье БоРОДы введено на Руси Петром Узурпатором, обложившим ношение БоРОДы налогом и запретившим носить БоРОДу высшим сословиям. Материалы Петровской эпохи и представления русских старообрядцев содержат множество сведений об архаичном отношении к БоРОДе: отрезанную насильно БоРОДу носили в мешочке, клали с собой в гроб, считая, что её надо будет предъявить св. Николаю (ср.: "Без БоРОДы и в рай не пустят"), в качестве РОДовой святыни передавали из поколения в поколение. По мнению противников реформ, бритых не следовало погребать в земле и творить по ним поминки, а нужно было бросать в ров ("аки псов"). В русском праве повреждение БоРОДы расценивалось как большое преступление. Например, в "Псковской судной грамоте" (XIV-XV вв.) за это полагался наивысший штраф в сумме двух рублей (ст. 117); следующий по величине штраф в один рубль взимался, в частности, за убийство. Лишение БоРОДы служило ритуализированной формой наказания. Согласно "Повести временных лет" (XII в.), Ян Вышатич распорядился выдрать БоРОДы волхвам.
БоРОДа в первую очередь атрибут Бога (рус. староверческое "БоРОДа - образ и подобие Божие"), реже - сатаны (особенно в иконографии, т.к. в наРОДном представлении чёрт часто "лысый", "голенький" и т.п.), а также других персонажей божественного статуса (напр., святых угодников), некоторых сказочных героев (ср. рус. дедушка - золотая головушка, серебряная боРОДушка; сам с ноготь, БоРОДа с локоть). Характерно, что в.-слав. БоРОДа является общеязыковым и фольклорным эпитетом, а также метонимическим обозначением старика (иногда главы РОДа), мужчины, козла (при наличии характерных выражений козел, старый козел - "похотливый человек").

Ритуальным субститутом БоРОДы как метонимии "Бога" является изготавливаемая из колосьев и сохраняемая в полях, амбарах, под иконами жатвенная ("божья", "дедова", "козья", "спасова", "николина" и т.п.) БоРОДа. Болгары в зап. Полесье, срезав такую БоРОДу, прикладывают её к БоРОДе хозяина поля. При приближении сева мужчины отращивают БоРОДу, чтобы был хороший урожай. БоРОДа фигурирует в благопожеланиях. Словенцы молвят: "Длинной БоРОДы, полного кошелька, хорошего настроения". В связи с противопоставлением мужского и женского занятий полесское поверье: если мужчина заглянет в квашню, у него перестанет расти БоРОДа.
Роль мотива БоРОДы значительна в некоторых бытовых запретах. У женщины, которая ходит в церковь во время месячных, вырастет БоРОДа. Когда потеряют что-нибудь "завязывают чёрту БоРОДу" - перевязывают ножку стола, приговаривая: "Чёрт, чёрт, поиграй, а опять отдай". БоРОДа фигурирует в бранных формулах и формулах клятвы (клянусь своей БоРОДой). В русской загадке как "чёртова БоРОДа" загадывается помело (возможны и другие варианты - А.Б.): "Поле маленько, распахано гладенько, не сохой, не бороной, чёртовой БоРОДой". Особенно развиты представленные во всех Славянских языках иронические паремии, обыгрывающие мифологическую связь понятий "БоРОДа" и "ум": "БоРОДа выросла, а ума не вынесла", "БоРОДа до пояса, а розуму нi волоса" и т.п. Ср. также рус. оренбург. пустая БоРОДа при обычном пустая голова